Факторы, влияющие
на состояние психического здоровья школьников
- ГЕНЕТИЧЕСКИЕ,
-
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ,
-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
- СОЦИАЛЬНЫЕ,
-
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ.
Педагогическая
общественность может программировать, и то не всегда, лишь гигиенические
и эмоциональные факторы.
СИТУАЦИИ,
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОГРАНИЧНЫХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ
(СТУДЕНТОВ, ЛИЦЕИСТОВ, ГИМНАЗИСТОВ)
1.
Неспособность справиться с учебной нагрузкой.
2. Враждебное
отношение педагога.
3. Смена
школьного коллектива.
4. Неприятие
детским коллективом.
5. Чрезмерная
умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация).
Переутомление
находится на грани патологии. Частота отклонений в поведении увеличивается
от начала четверти, года - к концу. Распространенность неврозов
увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у
девочек - в 3,3 раза).
ЖАЛОБЫ ШКОЛЬНИКОВ
1. Усталость.
2. Сонливость в
дневные часы.
3. Пассивность
на уроках, во время игр.
4. Отказ от
умственного напряжения.
5. Нестойкость
интересов.
Родители и
педагоги иногда принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к
ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит (неврастения).
Провоцирующий
фактор - истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой.
Учителям нужно
быть очень осторожными в оценке успехов учащихся, не злоупотреблять плохими
отметками и ставить их только в тех случаях, когда школьники действительно
заслуживают.
Неуспеваемость
-
это проблема в равной степени как медицинская, так и педагогическая (иногда -
следствие, часто - причина отклонений психического развития). Отсутствие
хороших оценок часто приводит к формированию качеств характера: робость,
застенчивость, тревожность, т.е. отрицательно сказываются на развитии личности.
Психиатры единодушно отмечают, что именно ярлык 'неуспевающего'
нередко служит причиной возникновения неврозов у
детей. У учащихся, а вернее, у их родителей, тех, для кого
отметки обладают 'сверх ценностью', нужно выработать адекватное отношение к ним
('хорошо', а не 'отлично' воспринимается как трагедия).
НЕВРОГЕННЫЕ
ФАКТОРЫ:
1.
Несправедливо заниженная оценка.
2. Отсутствие
уважения со стороны педагога, унижение достоинства ребенка.
Дидаскалогения - нервные расстройства, происходящие от
учителя.
Следует
помнить!
Нетактичное поведение педагога с учеником порой провоцирует отрицательное
отношение к нему со стороны сверстников. Учитель, как и обычный человек, не
застрахован от ошибок. Главное - быть искренним, и, суметь найти в себе силы
признать их в присутствии учеников. Нельзя стремиться вызвать у школьника чувство
вины - оно может стать непосильной ношей, убив желание стать лучше. Пусть будет
сожаление и стремление изменить самого себя и ситуацию в лучшую сторону. Выше изложенное, касается и Вас, уважаемые коллеги, родители! Не
лелейте чувство вины!
Часто ребенок,
прошедший медкомиссию и признанный годным к школе, оказывается в роли 'неспособного'
ученика. В чем причина этого явления? В таких случаях речь может идти о
психической адаптации к школе.
Психическая
адаптация - комплекс реакций и особенностей человека, обеспечивающий
приспособление к новым условиям; взаимодействие подсистем:
- поиска,
восприятия и переработки информации, как основы познавательной деятельности.
-
эмоционального регулирования, в виде различных форм активности,
личностного отношения к информации.
- социально-психологических
контактов, основанных на полученных знаниях и определяющих социальное
положение индивидуума, его личностные позиции.
- бодрствования
и сна, обеспечивающих различные уровни
активности, создающих наиболее благоприятные условия для адаптации.
-
эндокринно-гормональной регуляции, включающей различные биохимические
механизмы.
Деятельность
всей системы психологической адаптации обеспечивается синхронным
функционированием разных отделов организма. Адаптация к новым
условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.