Факторы, влияющие на состояние психического здоровья школьников

- ГЕНЕТИЧЕСКИЕ,

- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ,

- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,

- СОЦИАЛЬНЫЕ,

- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ.

Педагогическая общественность может программировать, и то не всегда, лишь гигиенические и эмоциональные факторы.

СИТУАЦИИ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОГРАНИЧНЫХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ (СТУДЕНТОВ, ЛИЦЕИСТОВ, ГИМНАЗИСТОВ)

1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой.

2. Враждебное отношение педагога.

3. Смена школьного коллектива.

4. Неприятие детским коллективом.

5. Чрезмерная умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация).

Переутомление находится на грани патологии. Частота отклонений в поведении увеличивается от начала четверти, года - к концу. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек - в 3,3 раза).

ЖАЛОБЫ ШКОЛЬНИКОВ

1. Усталость.

2. Сонливость в дневные часы.

3. Пассивность на уроках, во время игр.

4. Отказ от умственного напряжения.

5. Нестойкость интересов.

Родители и педагоги иногда принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит (неврастения).

Провоцирующий фактор - истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой.

Учителям нужно быть очень осторожными в оценке успехов учащихся, не злоупотреблять плохими отметками и ставить их только в тех случаях, когда школьники действительно заслуживают.

Неуспеваемость - это проблема в равной степени как медицинская, так и педагогическая (иногда - следствие, часто - причина отклонений психического развития). Отсутствие хороших оценок часто приводит к формированию качеств характера: робость, застенчивость, тревожность, т.е. отрицательно сказываются на развитии личности. Психиатры единодушно отмечают, что именно ярлык 'неуспевающего' нередко служит причиной возникновения неврозов у детей. У учащихся, а вернее, у их родителей, тех, для кого отметки обладают 'сверх ценностью', нужно выработать адекватное отношение к ним ('хорошо', а не 'отлично' воспринимается как трагедия).

НЕВРОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ:

1. Несправедливо заниженная оценка.

2. Отсутствие уважения со стороны педагога, унижение достоинства ребенка.

Дидаскалогения - нервные расстройства, происходящие от учителя.

Следует помнить! Нетактичное поведение педагога с учеником порой провоцирует отрицательное отношение к нему со стороны сверстников. Учитель, как и обычный человек, не застрахован от ошибок. Главное - быть искренним, и, суметь найти в себе силы признать их в присутствии учеников. Нельзя стремиться вызвать у школьника чувство вины - оно может стать непосильной ношей, убив желание стать лучше. Пусть будет сожаление и стремление изменить самого себя и ситуацию в лучшую сторону. Выше изложенное, касается и Вас, уважаемые коллеги, родители! Не лелейте чувство вины!

Часто ребенок, прошедший медкомиссию и признанный годным к школе, оказывается в роли 'неспособного' ученика. В чем причина этого явления? В таких случаях речь может идти о психической адаптации к школе.

Психическая адаптация - комплекс реакций и особенностей человека, обеспечивающий приспособление к новым условиям; взаимодействие подсистем:

- поиска, восприятия и переработки информации, как основы познавательной деятельности.

- эмоционального регулирования, в виде различных форм активности, личностного отношения к информации.

- социально-психологических контактов, основанных на полученных знаниях и определяющих социальное положение индивидуума, его личностные позиции.

- бодрствования и сна, обеспечивающих различные уровни активности, создающих наиболее благоприятные условия для адаптации.

- эндокринно-гормональной регуляции, включающей различные биохимические механизмы.

Деятельность всей системы психологической адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма. Адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.

 

Hosted by uCoz