Эта
«Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права,
свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и
взаимопониманию.
Прислушаемся к советам своих детей!
«Чем проповедь выслушивать, мне лучше
бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»
Вечная детская мудрость
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень
хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я
просто испытываю вас.
***
2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю
именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
***
3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы.
Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы
постоянно мной занимались.
***
4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие
хвори. Я могу получать удовольствие от плохого
самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
***
5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко
мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
***
6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я
есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
***
7. Не делайте для меня и за меня то, что я в
состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве
прислуги.
***
8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю
или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я
попытаюсь достичь еще больших «побед».
***
9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем
я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
***
10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою
честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
***
11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас
беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое
мужество.
***
12. Не давайте обещаний, которых вы не можете
выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
***
13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с
толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за
собой.
***
14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если
вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
***
15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы
будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое
плохо.
***
16. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и
непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
***
17. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я
говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы
вы пожалели о том, что сделали мне.
***
18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом
просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с
вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
***
19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои
проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и
извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не
годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать,
даже зная, что это правильно.
***
20. Не защищайте меня от последствий собственных
ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
***
21. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
***
22. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый
разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это
время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет
нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом
несколько позже.
***
23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних
людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне
все спокойно с глазу на глаз.
***
24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться
без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все
же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
***
25. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви
друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами
подтверждают мои самые страшные опасения.
***
26. Если я вижу, что вы любите больше брата или
сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше
уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
***
27. Мне уже сейчас интересен противоположный пол.
Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне
делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие
ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
***
28. Объясните, почему я должен ценить свое тело как
великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и
следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для
наслаждения без каких-либо ограничений.
***
29. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю
откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на
стороне.
***
30. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не
прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы
доверяете мне — я буду доверять вам.
***
31. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком
мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
***
32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это
приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей
готовностью на ваши инициативы.
***
33. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает
время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение
для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
***
34. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к
своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните,
что я учусь, больше подражая примерам, а не
подвергаясь критике.
***
35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет.
Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того,
понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Ирина Данилина, кандидат психологических наук