Психологические особенности подросткового
возраста
Почему подростку так нелегко с
самим собой?
- начало
функционирования половых желез, появление вторичных половых признаков;
- у
девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3-4
года, у мальчиков 4-5 лет;
- период
роста сексуальности и гиперсексуальности у
мальчиков;
- новая
"химическая среда" организма вызывает резкие перепады настроения
(эмоциональные качели);
- высокие
темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом
от 0 до2-х лет;
- рост
скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность,
непропорциональность, угловатость фигуры;
- у
девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно
переживается очень тяжело;
- у
мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у
мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
- увеличение
объема легких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма
кислородом;
- увеличение
объема сердца в 2 раза за пубертатный период;
- значительные
колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые
головные боли, вегетососудистая дистония.
- нестабильность
эмоций.
- темпы
развития сальных желез (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы);
Является ли подросток жертвой
бушующих гормонов?
Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления
гормонального криза:
- частая
смена настроения:
- депрессия;
- неусидчивость
и плохая концентрация внимания;
- раздражительность;
- импульсивность;
- тревога;
- агрессия
и проблемное поведение.
Нет. На состояние подростка
оказывает влияние масса других факторов.
- отношения
в семье;
- статус в
подростковой среде;
- уровень
академических успехов;
- способность
построить долгосрочную перспективу и т. д.
-
Каковы психологические
особенности подросткового возраста?
- Подросток
- уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция
доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается
перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой "ты еще
слишком мал", "нос не дорос". Они, чаще всего родители,
оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме.
- Кризис
13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не
на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального
пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
- В
психологической литературе этот этап называют этапом "второй
перерезки пуповины". Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой
мир - мир сверстников.
- Противоречие
подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить
статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием
взрослой ответственности.
- Подросток
зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже
если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный
и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
- Для
данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в
своей значимой подростковой среде.
- Подросток
испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его
безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности.
Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают
ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность
собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и
подавленности;
- Борясь с
собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток
начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные тусовки и формируется подростковая субкультура в
противовес миру взрослых.
- Формирование
"Мы-концепции"
у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности
которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него
значимым, называется референтной группой)
- Учебная
деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей.
Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со
сверстниками.
- В
подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной
деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
- Именно
новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост
критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует
доказательств и обоснований.
- Рост
критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще же всего этот
негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и
эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков
полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.
- Для
подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную
личность, самоисследование и самоанализ.
Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).
- Если
значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника,
это неизбежно повышает уровень самооценки.